3 ноября исполнилось 59 лет первой картине о Годзилле 1954 года.
В честь сего события вот подборка интересных фактов об этом легендарном фильме.
Идея создания фильма о радиоактивном монстре пришла в голову продюсеру Томоюки Танаке после того, как ему запретили снимать основанный на реальных событиях проект «Behind The Glory», который должен был повествовать о японских рыбаках с судна «Lucky Dragon 5», оказавшихся в зоне американских ядерных испытаний и получивших серьёзную дозу радиации. Между тем начало «Годзиллы» — прямая ссылка к этой истории.
Первоначально Годзиллу собирались назвать Ангирусом. Вариант не прошёл, но зверь Ангирус появился во втором фильме в качестве соперника Годзиллы.
Ответственный за спецэффекты Эидзи Тсубурая изначально представлял Годзиллу гигантским осьминогом. Этот осьминог, названный Оодако, был сотворён, и впоследствии даже засветился в некоторых фильмах. Иным ранним вариантом Годзиллы было существо с головой в форме ядерного «гриба».
Техника покадровой съёмки модели Годзиллы (как в старом американском «Кинг Конге») была отвергнута по причине её затратности в плане денег и времени. К тому же Эидзи Тсубурайя заявлял, что на тот момент в Японии просто не было мастеров в этой области анимации.
Первый костюм Годзиллы весил 91 килограмм, за счёт чего причинял каскадёру Харуо Накаджиме серьёзные неудобства при передвижении. Харуо мог пройти в нём не более десяти метров, после чего из-за тяжести и жары находиться внутри Годзиллы становилось невозможно. Впоследствии костюмы были несколько облегчены.
Глаза и пасть Годзиллы в первом фильме управлялись посредством трёх кабелей, пропущенных у Годзиллы за спиной.
Для озвучки рёва Годзиллы композитор фильма Акира Ифукубе водил толстой кожаной перчаткой по струнам контрабаса, после чего на записанный звук накладывался эффект реверберации. Шаги Годзиллы озвучивались верёвкой, которой били по железному котлу.
Первоначально планировалось, что в момент, когда Годзилла впервые появляется на экране, он должен держать в пасти окровавленную корову. Момент отсняли, но Иширо Хонде он не понравился, и сцену пересняли без коровы.
В роли оператора, дёргающего рычаг электропередач, чтоб убить Годзиллу током в 300 тысяч вольт, снялся сам режиссёр Иширо Хонда. А прямо перед этой сценой в комнате можно увидеть самого Харуо Накаджиму, который также засветился в фильме и в роли одного из репортёров.
В 1954 году первый «Годзилла» номинировался на премию японской киноакадемии в номинации «Лучший фильм» (единственный раз за всю историю сериала), но проиграл «Семи самураям» Акиры Куросавы. Зато выиграл в номинации «Лучшие визуальные эффекты». Кстати одновременные съёмки «Годзиллы» и «Семи самураев» чуть не поставили компанию Toho на грань банкротства.
В 50-ую годовщину фильма Годзилла получил свою заслуженную звезду на голливудской аллее звёзд.
- Подпись автора
Снежный человек для многих стал синонимом непознаваемости нашей планеты. Но для индейцев Северной Америки он такая же часть природы, как медведь гризли или виргинский олень.
(c) журнал "Всемирный следопыт" №10, 2001