Раскопал пару своих отзывов по "12 обезьян"
И посмотрел "12 обезьян" Терри Гиллиама. Смотреть фильмы Гиллиама надо накачавшись наркотой - даже такие тупорылые вещи от голливудских тупорылых сценаристов вроде "Братья Гримм". Я уж молчу про "Воображариум доктора Парнаса" и "Страх и ненависть в Лас-Вегасе". А над сценарием "12 обезьян" трудился Дэвид Уэбб Пиплз - чувак, который пишет охуенные сценарии, правда довольно сложные, что далеко не сразу их просечёшь. Порой его фильмы хочется пересматривать снова и снова ("Бегущий по лезвию"), а когда у руля бездарный режиссёр, то не очень ("Солдат"). В целом "12 обезьян" оставили приятное впечатление с чувством безысходности, когда гг вроде бы знает, что его в конце пути ждёт пуля, и таки он получает её, а не как в "Час расплаты", уворачивается. По мне так для 90-ых хорошая фантастика. Я пока мало что могу сказать об этом фильме, напишу позже, но советую посмотреть.
Фильм целиком снят в естественных декорациях без павильонов. Чем-то будущее напомнило атмосферу фильма "Чужой 3". Тут многое воспринимаешь как иносказания, а что-то (монологи Гойнса) как чистую правду. Некие повелители ("учёные", а на деле - бывшая элита) посылают нашего бедолагу на произвол судьбы (т.к. они даже не могут послать его в нужный год), чтобы он нашёл причину, с помощью которой смогут улучшить будущее (заметьте, прямо как психотренинг, не то что сказки вроде "Эффект бабочки"). Такая беготня сводит Коула с ума, учитывая, что он как ребёнок, не может нарадоваться простым дарам природы. А ещё и женщина тут в отличном исполнении Мэделин Стоу. В общем, Коул знает свой путь и в какой-то момент у него появляется шанс прожить счастливо пару дней с Кэтрин, а потом вместе умереть от вируса. Но в итоге круг замыкается. Фильм антиутопия, я думаю, что он призван поселить как раз именно чувство безысходности - если мир постигнет апокалипсис, то мы не сможет вернуться в прошлое, чтобы узнать причину или вообще её уничтожить, а уж тем более мир не спасёт какой-то один человек со стальными яйцами и нежной душой. Мне нравится такая идея. Тем более, что изложена она очень красиво. Я пока не усёк загадку 12 обезьян, так что поставлю оценку при пересмотре, который обязателен.
Только пересматривая, можно оценить эту ленту по всем достоинствам. Во-первых, хочу сразу отметить такой эффектный операторский приём - в кадре почти нет прямоугольного построения фигур. Камера постоянно находится под наклоном, создавая некий искажённый взгляд на вещи. Невольно, начинаешь иначе смотреть на вещи. И актёрский состав просто блестящий - особенно тут угадали с Уиллисом - вообще это прямо совпадение когда его приглашают на роль именно из-за статуса спасителя мира (вспомнить его роль в "Криминальном чтиве" и соотнесите с этой). Брэд Питт вообще отлично смотрится в роли сумасшедшего, хотя кто в большей степени заслуживал Золотого глобуса - так это именно Мэделин Стоу - на мой взгляд, она главное украшение этого фильма, отличный перформанс. Касательно сюжета - на самом деле, тут не стоит искать какие-то скрытые мотивы, какие мог бы внести в сюжет Гиллиам - это постапокалиптическая антиутопия в чистейшем виде, мотивы времени здесь играют очень важную роль. А монологи Гойнса наилучшим образом отражают мировую обстановку. В общем, я рекомендую этот фильм абсолютно всем любителям хорошего кино и любителям фантастики. Уиллис, как Терминатор - только вот в этом фильме ничто не может спасти будущее или изменить. Потому что так и есть. И собственно взгляд на взлётную полосу - это подтверждает ещё статус этой антиутопии как философской картины. Оценка - 9 из 10