Интервью Filmz.ru с Нилом Бломкампом о фильме «Робот по имени Чаппи» (от 07.03.2015)
Чего в «Роботе по имени Чаппи» больше — воспитания чувств или борьбы с искушениями? Зачем режиссер вернулся в Йоханнесбург, какое влияние на атмосферу фильма оказали «Die Antwoord», кто подсказал Нилу Бломкампу идею делать своего «Робокопа» и каким будет новый «Чужой»? Все эти вопросы нам удалось задать режиссеру, дозвонившись до него по Skype.
К сожалению, Нил Бломкамп не смог приехать в Москву, чтобы лично представить свой новый фильм «Робот по имени Чаппи». (Вместо него это сделали Дев Патель, Сигурни Уивер и Хью Джекмен.) Однако нам всё же удалось лично пообщаться с режиссером. Пусть и по скайпу.
Filmz.ru: Нил, в 2009 году, когда вы сняли фильм «Район №9», вы общались с моим другом Денисом Даниловым, и он спросил вас: «Если бы вам дали возможность сделать ремейк «Робокопа», что бы из этого получилось?» Пять лет спустя вы сделали что-то среднее между «Робокопом» и «Коротким замыканием». Откуда взялась идея снять именно такое кино?
Нил Бломкамп: С художниками обычно так: бывает сознательное влияние, которое ты чувствуешь на себе, а бывает бессознательное, складывающееся из всего того, что ты делал в течение жизни, и всё это оказывает эффект на твою работу. Сознательное влияние в этом фильме — это злой робот, я его придумал в 2009-м для «Робокопа». Я очень люблю этого злого робота, в плане дизайна это мой любимый робот. Что касается всего остального, особенно сюжета, я не планировал ничего похожего ни на «Робокопа», ни на «Короткое замыкание». Это подсознательный побочный эффект. Для меня это фильм про робота, которого вырастили бандиты. Это фильм про сознание и про то, что вообще значит — сознание. Это совершенно не похоже на главную идею «Робокопа», хотя это один из моих самых любимых фильмов. Обожаю картину Пауля Верхувена. Возможно, тут как раз сработало подсознание.
Filmz.ru: В каком-то смысле этот фильм, как мне кажется, про искушение.
Нил Бломкамп: Так и есть.
Filmz.ru: Не поздновато ли объяснять людям старше шестнадцати лет, что такое искушение, что ты на самом деле хороший, что убивать нельзя, но убитый на самом деле просто спит. Как детям объясняют: «Рыбка не умерла, она просто заснула». С Чаппи происходит примерно это. Не слишком ли поздно объяснять далеко не детям подобные вещи?
Нил Бломкамп: Вы хотите сказать, что фильм в плане жестокости годится для людей постарше, но сама тема — для людей помоложе? Понятно. Тема искушения — это интересно, я не планировал ее касаться. Для меня как для режиссера это фильм о том, что мир жесток, и когда в мир приходит существо, обладающее сознанием, пусть это будет человек или животное, оно сталкивается с тем, что мир хочет его ограбить, воспользоваться им, манипулировать, обращаться с ним бесчеловечно, особенно если ты не можешь за себя постоять. Вот об этом и рассказывает «Чаппи», о незапятнанной, чистой душе, попавшей в дурную среду. В этом смысле это рассказ о том, как подобное ребенку существо попадает в мир взрослых. Вот это и я планировал сделать.
Filmz.ru: Это ваш третий полнометражный фильм, и вы опять снимали его в Йоханнесбурге. Почему? Вы не можете найти такое же контрастное место, где грязь соседствует с роскошью?
Нил Бломкамп: Второй фильм не был снят в Йоханнесбурге.
Filmz.ru: Но очень на это похоже.
Нил Бломкамп: Ну да, я не собирался возвращаться в Южную Африку, чтобы снимать «Чаппи». Я не возражал против этого, но не сильно хотел. Просто мне очень понравилась музыкальная группа, я очень хотел снять Die Antwoord (рэп-группа из ЮАР, участниками которой являются Йоланди Фиссер и Ниндзя — прим. ред.) в своем фильме. Они были первыми, о ком я подумал, когда прикидывал, кто будет растить робота. Я написал версию сценария, в котором они живут в Америке, потому что не хотел возвращаться в Южную Африку, но это не получилось — я как будто насильно впихнул их в Америку, это не работало. Поэтому вопрос был в том, чего я хочу больше: Die Antwoord в фильме и в подходящей для них среде, или же я просто не хочу ехать в Южную Африку. Что из этого важнее? И я выбрал Die Antwoord. По этой причине, кстати, я изо всех сил старался показать Южную Африку не так, как делал это в «Районе №9», хотел в большей степени ее урбанизировать и в меньшей степени показывать трущобы.
Filmz.ru: Как вы познакомились с Die Antwoord и как они появились в фильме?
Нил Бломкамп: «Чаппи» в каком-то смысле вырос из «Элизиума». «Элизиум» я писал в 2010 или в 2011 году и слушал в это время Die Antwoord. Они по всему интернету гремели. И в процессе работы над «Элизиумом», слушая их музыку, я представил себе, как бы они растили этого робота. В это же время у них был концерт в Ванкувере, так что познакомился я с ними примерно тогда же, когда у меня появилась эта идея. И с тех пор мы держали связь и в конце концов сделали вместе фильм.
Filmz.ru: Давайте поговорим о последних новостях, о ваших набросках для нового фильма франшизы «Чужой». Вы, насколько я понимаю, не собираетесь принимать во внимание третью и четвертую часть франшизы, а хотите сделать сиквел непосредственно второго фильма. Это была ваша идея или вы общались по этому поводу с Сигурни Уивер, и это пришло в голову ей?
Нил Бломкамп: Я не собираюсь стирать из истории «Чужого 3» и «Чужого 4», моя цель не в этом. Я фанат «Чужого» и «Чужих», это мои любимые фильмы. Так что я не буду вымарывать третью и четвертую части, я собираюсь снять фильм, который будет соответствовать первым двум. Вот что я намереваюсь сделать. Это моя идея, она возникла у меня после разговора с Сигурни, когда я понял, как она сама относится к Рипли.
Filmz.ru: А что будет после продолжения «Чужих», чем вы собираетесь заниматься?
Нил Бломкамп: Не знаю. Я никогда не могу сказать даже каким будет мой следующий фильм, не говоря уже о чем-то большем. Понятия не имею, честно. Может, я вообще завяжу с кино, кто знает.
Filmz.ru: А с Шолто Копли еще планируете работать?
Нил Бломкамп: Сейчас нет, ничего подходящего не намечается.
(Источник - http://www.filmz.ru/pub/2/29416_1.htm )
- Подпись автора
Снежный человек для многих стал синонимом непознаваемости нашей планеты. Но для индейцев Северной Америки он такая же часть природы, как медведь гризли или виргинский олень.
(c) журнал "Всемирный следопыт" №10, 2001