Международная группа палеонтологов нашла трёхметровый череп кашалота, возраст которого составляет 12–13 млн лет. Останки высокой степени сохранности — с крупными фрагментами челюстей и несколькими зубами — были обнаружены на юге Перу. Новый вид получил название Leviathan melvillei; как несложно догадаться, своё открытие учёные решили посвятить Герману Мелвиллу, автору «Моби Дика».
Длина тела древнего кашалота оценивается в 13,5–17,5 м, что соответствует размерам мужской особи современного представителя семейства кашалотовых Physeter macrocephalus. Млекопитающее имело огромные зубы диаметром до 12 и длиной более 36 см (самые крупные образцы зубов P. macrocephalus, заметим, примерно на 10 см короче), расположенные на обеих челюстях. Это отличает L. melvillei от современных кашалотов, у которых функциональные зубы на верхней челюсти отсутствуют; вероятно, «левиафан» был не менее опасным хищником, чем косатка.
«Такой кашалот вполне мог охотиться на усатых китов, которых в те времена было много, — говорит участник исследования Оливье Ламбер из Королевского бельгийского института естественных наук. — Мы считаем, что он нападал на китов средних размеров, длиной от восьми до девяти метров». L. melvillei приходилось уживаться с гигантской акулой Carcharocles megalodon, чьи останки также были найдены в Перу. «Не думаю, что животные таких размеров часто сражались друг с другом, — комментирует г-н Ламбер. — Но можно предположить, что взрослые особи атаковали молодых».
Изучение обнаруженного черепа может дать ответ на вопрос о том, почему все кашалоты имеют непропорционально большие головы с объёмной подушкой из спермацета. Некоторые специалисты считали, что она помогает животному нырять на бóльшую глубину в поисках пищи, однако новые данные эту гипотезу не подтверждают: усатые киты, на которых должен был охотиться L. melvillei, живут у поверхности воды.
Спермацет может выполнять и другие функции — к примеру, эхолокационные. «Кроме того, своими крупными головами кашалоты могли таранить друг друга, сражаясь за самок», — предполагает сотрудник Университета Юты Дэвид Кэрриер.
- Подпись автора
Снежный человек для многих стал синонимом непознаваемости нашей планеты. Но для индейцев Северной Америки он такая же часть природы, как медведь гризли или виргинский олень.
(c) журнал "Всемирный следопыт" №10, 2001