Аллозавр оказался больше соколом, чем крокодилом
Гигантский хищный динозавр Allosaurus некоторыми своими повадками больше походил на современных хищных птиц, чем на собрата по классу рептилий – крокодила. Особенно ярко это проявлялось в том, как он поедал свою добычу.
Крупнейшие хищные животные нашей планеты – динозавры из группы тероподов – не первый век привлекают внимание ученых. Казалось бы, мы уже знаем о них практически все, но каждое новое исследование добавляет в копилку знаний палеонтологов все новые и новые факты. Исследователь университета Огайо Эрик Снивели недавно во всех подробностях восстановил, как именно один из теропод, аллозавр, потрошил своих жертв.
Прежде Снивели занимался тираннозаврами и успел выяснить, что тирексы использовали свою громадную голову как молоток, чтобы расчленить крупноразмерную добычу и отделить от нее куски мяса. Теперь ученого заинтересовало, как обстояло дело с поеданием жертв и юрского аллозавра, немного уступавшего тираннозавру в размере.
Исследование, проведенное с привлечением самых современных технологий, показало, что два довольно близких теропода заметно отличались способами питания. Оказывается, аллозавры использовали свои мощные нижние челюсти наподобие экскаватора, подцепляя плоть жертвы и запрокидывая голову вверх. Точно также сегодня поступают мелкие соколы вроде пустельги.
"Многие люди воспринимают аллозавра как раннюю и мелкую версию тираннозавра, но наш анализ показывает, что они были очень разными хищниками", – заявил Снивели.
Чтобы понять, как именно кушал юрский суперхищник, ему вместе с командой соавторов пришлось восстановить голову и шею аллозавра. Полутораметровый череп ящера вместе с шейным отделом позвоночника был подвергнут компьютерной томографии, данные которой легли в основу компьютерной реконструкции животного.
"Только костей для такого исследования недостаточно, – отметил профессор палеонтологии Лоренс Уитмер, который финансировал исследования. – Мы должны знать и о других тканях, которые заставляли скелет двигаться".
Для этого инженер Джон Коттон применил программу специализированного анализа многотельной динамики конструкций, обычно используемую в робототехнике. Это позволило восстановить самые тонкие детали движений головы и шеи аллозавра при нападении на жертву, отделения от нее кусков мяса и даже просто осматривания окрестностей.
"Инженерный подход учитывает все биологические данные, например, силу, развиваемую мышцами и суставами, объединяя разные параметры в единую модель. Затем мы можем моделировать физику движений и оценивать, как аллозавр мог двигаться, а как – нет", – сообщил Коттон, который также работает в университете Огайо.
Одним из основных открытий команды ученых стало необычное размещение длиннейшей мышцы головы (longissimus capitis superficialis). "Эта шейная мышца действует как всадник, который тянет на себя удила, – рассказал Снивели. – Если мышца сокращается с одной стороны шеи, то голова поворачивается в эту сторону, а если сокращается одновременно обе мышцы, то голова задирается вверх".
По словам палеонтолога, аллозавр обладал уникальной возможностью погружать свою голову далеко внутрь тела добычи, а затем поднимать ее, действуя словно совковой лопатой или ковшом экскаватора. Это совершенно не похоже на тактику тираннозавров, которые, как и современные крокодилы, захватывали зубами добычу, а затем сильно трясли головой, отрывая куски плоти.
Разница в способах еды объясняется массой головы, уверен Снивели. Громадная и тяжелая голова тираннозавра обладала чудовищной инерцией, поэтому ему была необходима мощная мускулатура. А это ограничивало подвижность, делая голову тираннозавра такой же неуклюжей, как у короткошеего крокодила. Относительно легкая и подвижная голова аллозавра была намного более подвижной, но за это приходилось расплачиваться намного меньшей силой, пишет Paleontologia Electronica.
- Подпись автора
Снежный человек для многих стал синонимом непознаваемости нашей планеты. Но для индейцев Северной Америки он такая же часть природы, как медведь гризли или виргинский олень.
(c) журнал "Всемирный следопыт" №10, 2001