Эта картина американского режиссёра Джона Карпентера пользовалась в своё время особой популярностью у наших зрителей на видеокассетах — прежде всего, из-за атмосферы ужасов и присутствия на экране невероятного монстра, искусно воссозданного мастером грима Робом Боттином и руководителем спецэффектов Альбертом Уитлоком. А вот американцы поначалу оказались более строгими по отношению к данной ленте, считая, что прежняя версия 1951 года была всё же пострашнее. Неведомое, внеземное Нечто, проникшее на сей раз на станцию не в Арктике, а в Антарктиде, материализовалось во внешне отвратительное чудовище, а раньше имело вполне человеческий облик, скрываясь внутри кого-то из полярников. И необъяснимый страх заключался в самой ситуации: трудно было вообще отличить человека от Нечто.
Более дорогостоящая постановка Карпентера оказалась вроде бы ближе к первоисточнику — рассказу Джона У. Кэмбелла-младшего «Кто там?», написанному ещё в конце 30-х годов. Однако режиссёр стремился поразить нагромождением изобретательных трюков, воспроизвести на экране, в первую очередь, эффектное зрелище, производящее сильное впечатление. Но гораздо точнее подспудное ощущение тревоги и загадочности сумела передать тщательно продуманная и умело использованная электронная музыка итальянца Эннио Морриконе — это довольно редкий случай и для самого маэстро, который всё-таки предпочитает в оркестровке обычные инструменты. Почти во всех остальных картинах Джон Карпентер лично выступает в качестве автора или соавтора музыки, которая нередко воспринимается как отлично подобранный звуковой фон. А в «Нечто» именно прорывающийся сквозь электронную аранжировку печальный мотив усиливает беспокойство за судьбы людей в их борьбе с внеземной материей и даже ставит под сомнение внешне благополучный финал. Исчезло ли Нечто?!
Интересные факты >
# Проект крутился по студии «Юниверсал» с 75 по 79-й годы, пока на экраны не вышел ставший хитом «Чужой». Стало ясно, что зрителю интересны подобные истории, и «Нечто» наконец дали «зелёный свет».
# Пока Карпентер снимал «Побег из Нью-Йорка» сценарист Билл Ланкастер вовсю работал над сценарием «Нечто».
# Изначально фильм был запрещен к показу в кинотеатрах Финляндии.
# В оригинальном фильме 1951 года действие происходило на северном полюсе.
# В основе фильма лежит рассказ Джона В. Кэмпбелла «Кто ты?».
# По первоначальной идее режиссера, МакРиди должен был быть бывшим военным пилотом, служившим во Вьетнаме.
# При переработке концепции пришельца Карпентер поставил на существо, которое ничем не напоминает человека. Чтобы решить эту задачу, продюсеры пригласили легендарного иллюстратора Дейла Капперса. Он создал модели и эскизы «Нечто», но в скором времени серьёзно заболел, и создателям картины пришлось искать ему замену. В итоге был выбран Роб Боттин, который изменил первоначальные задумки, создав в итоге одно из самых необычных и жутких страшилищ в мировом кино.
# Карпентер был большим фанатом рассказа-первоисточника, который он впервые прочёл ещё в школе, и во время сьёмок он старался придерживатся именно литературного первоисточника, а не оригинального фильма 1951 года, больше тяготевшей к «инопланетной» версии «Франкенштейна».
# Для сцены с откусыванием рук был приглашён дублёр с ампутированными руками.
# Для фильма был снят альтернативный финал, в котором МакРиди был спасен, а также успешно прошел тест на кровь, доказавший, что он человек. Данный финал был снят в целях предосторожности и никогда не использовался ни на одном показе фильма.
# Видео норвежской экспедиции об инопланетном корабле, которое смотрят персонажи фильма, - это на самом деле отрывки из «Нечто» (1951).
# Курт Рассел чуть было серьезно не пострадал в сцене, где его персонаж бросает шашку с динамитом. Он не знал, насколько сильным будет взрыв, и поэтому его реакция на взрыв подлинная.
# Для сцены в лагере норвежцев было снято два шокирующих эпизода. В первом из шкафа выпадал труп, а во втором герои натыкаются на тело, прибитое к двери гарпуном. Оба эпизода пришлось в итоге вырезать.
# Практически все натурные съёмки прошли в Британской Колумбии (Канада), где были построены специальные декорации.
- Подпись автора
Снежный человек для многих стал синонимом непознаваемости нашей планеты. Но для индейцев Северной Америки он такая же часть природы, как медведь гризли или виргинский олень.
(c) журнал "Всемирный следопыт" №10, 2001