Морским чудовищем древних майя оказался мегалодон!
Раскрыт секрет одного из мифических чудовищ пантеона индейцев майя. Как выяснилось, морское чудовище Сипактли, из которого, по мнению майя, боги сотворили небеса, землю и адские миры, имеет непосредственное отношение к знаменитой акуле мегалодону.
Это уже не первый случай, когда окаменелости связывают с теми или иными мифологическими сюжетами. Но мегалодону, похоже, повезло быть ассоциированным с одним из самых неприятных и зловещих персонажей.
Археолог университета Джеймса Медисона Сара Ньюман успешно доказала, что в нескольких храмах древних майя ископаемые зубы акулы Carcharodon megalodon использовались в качестве священного подношения. В частности, 13 зубов мегалодона археологи обнаружили в храмовом комплексе Паленке на юге Мексики. Как установила Ньюман, в иконографии майя подобные зубы присутствовали в изображениях Сипактли (или Колючего) – зубастого чудовища, напоминавшего одновременно рыбу и крокодила.
"Живопись майя, как известно, довольно трудно восстанавливать, но конкретно этот монстр является довольно реалистичным отображением акулы с раздвоенным хвостом и зубастыми челюстями. Но у него есть еще один центральный зуб, отмеченный тем же знаком, которым майя обозначали нефрит. Это прямо указывает на ископаемые зубы, такие же твердые и блестящие, как этот камень", – отметила Ньюман.
Ученый заинтересовалась ролью акул в мифологии майя после того, как довольно далеко от побережья археологи обнаружили тайник с двумя священными сосудами, заполненными зубами серых акул (Carcharhinidae). Очевидно, они использовались в качестве подношения индейским богам наряду с раковинами моллюсков, шипами скатов и кораллами.
Напомним, что зубы акул довольно широко представлены в мифологии разных частей света. Например, в Японии их принимали за ногти горного гоблина, а на Мальте – за змеиные языки.
Статья Sharks in the jungle: real and imagined sea monsters of the Maya опубликована в журнале Antiquity
Link: http://www.paleonews.ru/index.php/new/855-sipaktly
- Подпись автора
Снежный человек для многих стал синонимом непознаваемости нашей планеты. Но для индейцев Северной Америки он такая же часть природы, как медведь гризли или виргинский олень.
(c) журнал "Всемирный следопыт" №10, 2001