Нил Бломкамп: «Мои идеи передаются зрителям легко, как попкорн».
Он — ребенок, создание, совершенно неспособное к общению и не умеющее заботиться о себе. Громкие звуки его пугают; резкие движения заставляют забиться в угол. Когда-нибудь он научится говорить, бегать, выражать страх и радость, любить и ненавидеть. Он будет гордиться своей кличкой «Чаппи». А поскольку Чаппи, один из серии механических полицейских, созданных в недалеком будущем для патрулирования Йоханнесбурга, — высокоразвитый робот с искусственным интеллектом, которого воспитывает рэп-дуэт Die Antwoord, он также научится материться и стрелять из розового «Узи».
Это — идея «Робота по имени Чаппи», нового научно-фантастического фильма от южноафриканского режиссера Нила Бломкампа: перед нами типичный для его фирменных мрачных сценариев спор между природой и воспитанием; Бломкамп — известный футурофоб. Помогая частной фирме, производящей роботов-охранников, поддерживать порядок в полицейском государстве, молодой инженер (Дев Патель из «Новостей») разрабатывает программу искусственного интеллекта, которую он устанавливает в одного из запасных робокопов. Машину, ставшую теперь разумным существом, похищают Ниндзя и Йоланди Фиссер из Die Antwoord, которые играют себя в образах бандитов; они учат робота куражиться, ругаться матом и пользоваться огнестрельным оружием. Эта преступная парочка планирует превратить невинного Чаппи в сообщника. Их подопечный, однако, пытается справиться с новой для него человечностью — и осознает, что никогда не сможет быть человеком.
Как и предыдущие фильмы 35-летнего Нила Бломкампа — «Район №9» (2009) и «Элизиум» (2013), — его новая работа сочетает реалистично грязный D.I.Y. с передовыми визуальными эффектами и остроумным использованием жанра для выражения чего-то большего. Здесь есть и взрывы, и безумные драки роботов, и злодейский тандем «Хью Джекман + Сигурни Уивер». Как рассказал Бломкамп RS, он старается передавать острые ощущения и глубокие мысли так, чтобы они не казались взаимоисключающими. «Вы можете изменить призму, через которую человек смотрит на мир. Но в первую очередь вы должны сделать это, не портя причину, по которой тот купил билет».
RS: Вас вдохновила ваша же короткометражка «Tetra Vaal», правильно?
Нил Бломкамп: По сути, у этой короткометражки и «Чаппи» — общие корни. Многие мои любимые режиссеры— Ридли Скотт, Дэвид Финчер, Майкл Бэй — начинали с рекламы и музыкальных клипов. Где-то в 2004-м году я начал делать подобные ролики для всех, для кого было можно: просто ради того, чтобы войти в колею и получить работу в рекламе. Одной из таких работ была перегруженная спецэффектами реклама несуществующей робототехнической фирмы — «Tetra Vaal». Она дико странная, эта короткометражка, но из-за неё я попал в рекламную компанию, а значит, она сделала своё дело.
Несколько лет спустя, когда я писал «Элизиум», я слушал Die Antwoord. Писал я поздно ночью — и тут как из ниоткуда пришла мысль: а что было бы, если бы эта группа воспитывала одного из роботов «Элизиума», наделенного искусственным интеллектом, с чистого листа? И они бы занимались всякой уголовщиной, вроде той, о которой они поют в своих песнях? Что за дичь бы получилась из такого фильма!?
Ну, мы с Терри (Тэтчелл, женой и соавтором Бломкампа. — Прим. RS) и написали сценарий за две недели. Затем мы забросили это и взялись за «Элизиум», в итоге текст провалялся на полке два года. Но мне настолько понравилась эта идея и то, к чему мы пришли, пока писали, что я и не думал браться за что-то другое. И когда настало время придумывать название фабрике роботов, я подумал: «Tetra Vaal. Конечно же, они этим занимались». Круг замкнулся.
RS: И Die Antwoord вы привлекли с самого начала?
Нил Бломкамп: Да, с самого начала была задумка: они не только будут в фильме, но и сыграют некие версии самих себя. У них не вышло с музыкой, поэтому теперь они разъезжают по Южной Африке и совершают преступления… почему-то им эта версия понравилась (смеется). Был косяк со студией: сценарий одобрили, но им не хотелось снимать длинный фильм со спецэффектами, да ещё с какими-то южноафриканскими рэперами, у одного из которых тату на лице. «Они ведь по-настоящему сумасшедшие», — сказал мне кто-то. И мне приходилось повторять: «Поверьте мне».
Меня спрашивали: «Мог ли бы ты снять фильм еще где-то, кроме Йоханнесбурга?» Отвечаю: конечно, мог бы. Я написал альтернативный сценарий, в котором действие происходит в Америке, потому что не хотел повторяться. Но снять Die Antwoord в Лос-Анджелесе — это как вытащить рыбу из воды. Только Йоханнесбург, только они. Вот как я хотел их снять. Все это означало, что я должен снимать в Йобурге уже по-другому.
RS: Этот город добавляет фильму ощущения современной антиутопии.
Нил Бломкамп: Вы хотите сказать, что Йоханнесбург — современная антиутопия?
RS: Вроде того.
Нил Бломкамп: (Смеется) А так оно и есть. Мне ничего не пришлось менять, совершенно; я просто снимал в определенных местах, и получилась живая научная фантастика. А в других районах Йоханнесбург похож на Беверли-Хиллз. Странное место.
RS: Вы сняли три фильма с политическим подтекстом в Южной Африке. Вас не беспокоит, что люди могут зациклиться на «посыле» — и в итоге забыть о картинах самих по себе?
Нил Бломкамп: Интересный вопрос. «Район №9» и «Элизиум», конечно, политически окрашены… но они также развлекательные, и если они плохи в этом плане — значит, они плохи сами по себе, и точка. Режиссеры должны помнить, что зрители ходят в театр, чтобы убежать от окружающего мира хотя бы на два часа, а не для того, чтобы им читали нотации. Если вы действительно хотите что-то сказать — делайте документалки. Художественное кино — не лучший способ высказать свою точку зрения.
Но вот чем хороши подобные фильмы, особенно научная фантастика и фэнтези: они подают тему в другом ракурсе, поэтому ты видишь вещи в ином свете. Вы можете изменить призму, через которую человек смотрит на мир. Но вы в первую очередь должны сделать это, не портя причину, по которой тот купил билет. В этом проблема «Элизиума».
RS: А можно подробнее?
Нил Бломкамп: Мне больше нравятся концепции, чем сюжеты. Идея о парящем в небесах бриллианте, набитом богачами, которые покинули Землю, эту помойку для нищебродов: по мне, эта сатирическая идея — потрясающая. Затем она попала ко мне в сюжет. И тут я понял: «Нет». Не то место. Я должен убедиться, что у зрителя есть некий «походный опыт» — острые ощущения от наблюдения за тем, как кто-то отправляется в путешествие, от начала и до конца. Думаю, что в «Роботе по имени Чаппи» я получил то, что мне нужно: мои идеи передаются зрителям — легко, как попкорн. (Смеется)
Я порой думаю, что киноиндустрия исчерпала себя. Кажется, что мы сами себя поедаем, как каннибалы, и вся эта сосисочная фабрика по производству летних блокбастеров не по мне. Потому мне интересно создавать собственные фантастические миры с нуля. Переубедить меня могло бы что-то действительно монументальное. (Через неделю после нашего разговора Бломкампа официально нанял Fox для съемки нового фильма франшизы «Чужой». — Прим. RS.)
RS: Это означает, что продолжения «Района №9» не будет?
Нил Бломкамп: Я бы очень хотел его сделать. Я хочу, чтобы оно существовало, и моя история «Района №10» — классная. Это скорее вопрос времени. Чтобы снять такой фильм, мне нужно три года – три года я не смогу играть в другой песочнице, понимаете? Постоянно думаю об этом. Посмотрим, в общем.
RS: Цитировали ваше высказывание о том, что вы хотели снять «Чаппи», потому что вам было любопытно: «если некое существо так же умно, как и вы, относились бы вы к нему иначе, не будь оно человеком?» Теперь, когда вы сняли фильм, вы чувствуете, что нашли ответ?
Нил Бломкамп: Да. Запечатлев взаимодействие персонажа с людьми, я понял, что показал нечто большее, чем рассчитывал. Я чувствую, что я никогда не был так близок к ответам, как сейчас.
RS: Как вы думаете, мы увидим когда-нибудь разумное существо с искусственным интеллектом в реальной жизни?
Нил Бломкамп: Когда я когда снимать «Робота по имени Чаппи», я думал, что да. Но уже в прошлом году я не был уверен, что мы увидим что-то подобное и что это вообще когда-нибудь произойдет. Судя по тому, что я видел, инженеры в конце концов подберутся к созданию искусственного разума, который способен пройти тест Тьюринга и достаточно сообразителен, чтобы мысленно нас поиметь. Но вряд ли искусственный интеллект будет способен к созиданию. Эффект «зловещей долины» может уменьшиться, но по меркам искусственного разума, мы по другую сторону Большого Каньона. (Смеется)
- Подпись автора
Снежный человек для многих стал синонимом непознаваемости нашей планеты. Но для индейцев Северной Америки он такая же часть природы, как медведь гризли или виргинский олень.
(c) журнал "Всемирный следопыт" №10, 2001